Эффективность санкционной политики будет зависеть от желания и способности государственных институтов действовать.
Санкционная политика Украины расширяет масштабы и существенно усложняется.
Впервые президент ввел значительные санкции против участников российского рынка виртуальных активов. Инициатором их наложения является Национальный банк, а не Служба безопасности, поскольку механизм выявления подсанкционных операций и дальнейшего мониторинга эффективности санкций касается именно финансового сектора.
Не секрет, что криптовалютная отрасль всегда использовалась для обхода санкций. Однако и до большой войны, и после ее начала россияне почти всегда проходили "ниже радара", а точечные санкции со стороны США и Великобритании скорее подтверждали отсутствие возможности контроля в этой сфере. Поэтому ранее целесообразность введения санкций в сфере виртуальных активов казалась незначительной из-за высокой сложности в мониторинге их эффективности.
Однако бесконечная российская наглость не знает границ. В 2025 году стало известно о создании и функционировании бирж и компаний - специализированных инструментов обхода санкций и финансирования российской оборонной промышленности. Речь идет о нескольких биржах с привязкой к юрисдикциям ОАЭ и среднеазиатских стран. Прежде всего речь идет о группе компаний "А7". С инфраструктурой этой платформы "плохо все".
Это и ограниченное количество участников с большими суммами трансакций, и специализация на торговле стеблкойном A7A5 с привязкой к рублю на 10 млрд долл. за несколько месяцев (биржа Grinex начала работать весной 2025 года), и привязка к банковской инфраструктуре Промсвязьбанка, одного из главных банков российского ОПК, и включение бенефициаром в структуру собственности Илана Шора, который публично поддерживает РФ и уже включен в санкционный список физических лиц Украины.
Будет ли эффект от санкций? С юридической точки зрения возникает несколько вопросов.
Первое - как будет формироваться и чем будет обосновываться перечень подсанкционных виртуальных активов, учитывая отсутствие надлежащего нормативного регулирования криптовалютной отрасли.
Второе - чем будет обосновываться ответственность за обход санкций и как будет применяться ответственность при отсутствии закона, который ее предусматривает. Надеюсь, вскоре парламентарии примут законопроект №12406, который запрещает нарушать и обходить санкции в отношении активов, среди которых и виртуальные.
Третье - чем будут руководствоваться суды при рассмотрении этих вопросов. Сейчас спорные операции с криптоактивами суды рассматривают с использованием общих норм Гражданского кодекса и имеющейся судебной практики, в частности в уголовном процессе.
Четвертое - какой государственный орган будет контролировать эту сферу, учитывая специфику криптовалютной инфраструктуры.
Сейчас можно говорить, что государство сделало в этой сфере первый шаг. Эффективность соответствующей санкционной политики будет зависеть от желания и способности государственных институтов двигаться в этом направлении.
Не исключено, что будут иски о взыскании виртуальных активов подсанкционных лиц со стороны Минюста как применение санкции взыскания. С реализацией такого взыскания есть сложности при существующем нормативном регулировании и судебной практике. Хотя возможен вариант наложения запрета на отчуждение активов на криптокошельках подсанкционных лиц, как это осуществляется в уголовном процессе.
С другой стороны, в далекой стратегической перспективе такая реакция Украины на угрозу национальной безопасности будет побуждать страны Запада активнее бороться со специализированными площадками криптобирж для обхода санкций.